Текстовая версия выпуска
Rock-n-roll — это не работа, Rock-n-roll — это прикол! Привет, КПИ! С Вами Ксюша и передача "ПроРОК". Сегодня мы начинаем цикл передач, о той музыке, которая родилась в нашей стране в 70-е годы, которую называли «новая волна», «красный рок», и которая впоследствии получила метку — «русский рок». Группа, которой посвящен сегодняшний эфир — московско-питерская «АлисА»
В ноябре 1983 года Святослав Задерий по кличке Алиса, собрал возле себя музыкантов, разделявших его интерес к «новой волне», глэм-року и рок-н-роллу.
Свое прозвище Слава сделал названием команды и, таким образом, сразу связал новорожденную группу родственными узами со Страной Чудес. В 1984 году группой «Алиса» был выпущен альбом «Кривозеркалье», где пели Святослав Задерий и Борис Борисов. За первый год своего существования АЛИСА обрела широкую популярность после триумфального выступления в стенах питерского рок-клуба и чуть-чуть за его пределами, но, по воспоминаниям самих музыкантов, «настоящая жизнь» началась только после того, как Задерий пригласил в группу москвича Костю Панфилова, который взял звучную фамилию своего деда Кинчев, взамен Бориса Борисова, прежнего вокалиста.
В 1987 году «Алиса» выпускает свой второй альбом «БлокАДА», альбом получился тяжелым, цельным и продуманным, хотя записали «Алисовцы» его за три дня. В 1989 «Алиса» выпустила полуакустический- полухулиганский альбом «Статья 206 часть. 2», переполненный вызывающими текстами, в которых обсуждались, в основном, проблемы жёсткой цензуры в Советском Союзе. Логичным продолжением стал альбом «Шестой Лесничий», выпущенный фирмой грамзаписи «Мелодия» в 1989 году, в котором Кинчев также смеялся над «новый строем».
Фанаты «Алисы» всегда славились самоорганизацией. Идея создания фан-клуба "Армия „Алиса“ родилась в голове самого Кинчева. Он объявил в Средствах массовой информации, что создается клуб поклонников „Алисы“. Идея упала на подготовленную почву. Поклонников по всей стране была масса, они общались между собой и давно уже были готовы объединиться. Произошло это после выхода альбома "Шабаш" в 1991 году. Изначально фанам было обеспечено приобретение этого альбома и специального билета на посещение концертов «Алисы» в течение 91 года. В наше время, «Армия Алиса» представляет из себя то, чем она мыслилась изначально: союзом любящих «Алису» сердец, стремящихся объединиться, общаться, обмениваться информацией, опытом, воспоминаниями. В 1991-92 годах вышла газета «Шабаш», а на «Русском Радио» выходит в эфир еженедельная часовая программа «Армия Алиса». Не будучи коммерческими проектами, и газета и радиопрограмма просуществовали очень недолго. Но сам Фан-клуб, претерпев структурные изменения, существует и поныне. В 1996 году появился первый официальный сайт «Алисы», он поставил фан-клуб «Армия Алиса» на качественно новый уровень, стер проблему расстояния, отделяющую армейцев друг от друга.
В 1992 году Константин Кинчев принял православие. С этого времени тема Бога и веры стала занимать одно из ключевых мест в его творчестве. «Алиса» становится «православной группой», в ее творчестве — все меньше протеста и все больше — обращения к вере. При этом следует учесть, что каждый раз, когда в стране происходят важные события, Кинчев чуть ли не первым реагирует на них.
12 апреля 1993-го года, в неполные 28-м, заканчивает жизнь самоубийством Чума — гитарист группы «Алиса» Игорь Чумычкин. Кинчев тяжело переживает прощание с Игорем (кстати, уже более 15 лет, Кинчев исполняя песню «Спокойная ночь», запускает в зал: «Чума — с нами!»). Через год выходит альбом «Черная метка», красной нитью через который проходит боль от расставания с Чумой.
Далее у «Алисы» рождаются довольно спокойные альбомы «Jazz» и «Дурень», а также совместный проект с другом Кинчева — Алексанром Аксеновым ((или Рикошетом, как называли его между собой) — «Геополитика». Забегая наперед, 22 марта 2007, в свои 42 года, Рикошет умрет в Санкт-Петербурге. Официальной причиной смерти была названа остановка сердца. Кинчев, в 2009-м году выпустит трибьют Аксенову с названием «Выход дракона». Их единственной, совместно спетой песней, так и останется «геополитический» рэп «Мой город».
В двухтысячных годах, группа «Алиса» продолжает поддерживать образ "православной группы. Но, после пропитанного религией «Солнцеворота», датированного 2000-м годом, «Алиса» еще раз возвращается в прошлое — и записывает альбом «Танцевать» (2001-й год), большинство песен, которые вошли в данный альбом, были написаны в 1984—1986 годах. В видеоклипе на песню «Веретено», Кинчев как-будто вспоминает себя раннего и при этом смотрит «свысока»: мол — и тут не то, и там — поменял бы...
События, происходившее в России, заставили вернуться Кинчева от созерцания небесных сил к темам, довольно земным: 23-26 октября 2002 в Моксве произошла террористическая акция, в ходе которой группа вооруженных боевиков захватила в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост», 1 сентября 2004 года произошел захват заложников в школе североосетинского города Беслан... «Смутные дни» не обошли стороной и рок-музыкантов: 5 июля 2003 года у входа на аэродром Тушино, где проходил рок-фестиваль «Крылья», прогремело два взрыва — террористки-смертницы пустили в ход закрепленные на теле пояса шахидов.
Немного отбросив политическую лирику, Кинчев записывает альбом «Звезда По Имени Рок», вышедший в 2007 году. Более православный альбом, «Стать Севера», выходит в том же году. Через год, «Алиса» выпускает «Пульс хранителя дверей лабиринта», в котором слушателя ожидает множество загадок — помимо вступлений к каждой песне, прочитанных Кинчевым в ускоренном обратном порядке, присутствует множество отсылов к Башлачеву (вспомните, «Время колокольчиков» и кинчевское «Сколько бубенцов спрятал в карман, сколько бубенцов принял на грудь...»), посвящение Аксенову — песня «Рикошет», и обращение к власти мирской – песня, с одноименным названием «Власть».
На данный момент, последним выпущенным альбомом «Алисы» стал «Твердый знак», датированный 25 сентября 2010 года. В нем «Алиса» снова возвратилась к классическому тяжелому роковому звучанию. Нашлось в нем место для 11-ти песен, среди которых: «Крен» — написанная к вторжению грузинских войск в Осетию два года тому назад, «В путь» — написанная для «первого канала» и фильма «Адмирал», но так и не вошедшая в его саундтрек, «Дождь и я» — романтическая зарисовка, отсылающая слушателя, как минимум, к «Джазу»... Завершает альбом песня «Фавор». По библейским поверьям, Фавор — это гора, где Христос преобразился при свидетелях.
Спасибо всем, кто был с нами. Через неделю — рассказ о следующем представителе русского рока — группе «Сплин». Rock-n-roll — это не работа, Rock-n-roll — это прикол!